“Пасть иль не пасть — вот в чем вопрос…” О разногласиях по вопросу падения дживы
11 сентября, 2013
Противоречия в обществе вайшнавов возникают не для того, чтобы причинять кому-то неприятности, а для того, чтобы прояснить важные философские моменты ради всеобщего блага.
Относительно изначального положения дживы Шрила Прабхупада разным людям и в различных обстоятельствах говорил по-разному. Однако, окончательный вывод, «последнее слово» по этому вопросу он сказал в своих книгах, которые, предполагается, станут «книгами закона» на последующие 10 000 лет.
«Вывод таков, что никто не падает из духовного мира, с планет Вайкунтхи, поскольку эта обитель вечна» (Ш.Б. 3.16.26 к.)
«Таким образом, причиной возникновения всех форм жизни во вселенной является сияние, исходящее от тела Верховной Личности Бога». (Ш.Б. 4.30.5 к.)
В следующем письме Шрила Прабхупада объясняет кажущееся противоречие: с одной стороны мы происходим от Кришны, с другой стороны, мы никогда не были на Его планете, не были Его личными спутниками. Он пишет:
«Относительно твоего второго вопроса, видела ли когда-нибудь обусловленная душа Кришну? Была ли она с Господом, прежде чем стала, обусловлена желанием господствовать над материальной природой? Да, обусловленные души являются неотъемлемыми частицами Господа, таким образом, они были с Кришной прежде чем стали обусловленными Подобно ребенку, который «видел» отца, поместившего его во чрево матери, каждая душа видела Кришну, Высшего Отца. Но в то же время обусловленные души находятся в этот момент в состоянии сушупти, напоминающем глубокий сон без сновидений или анестезию, поэтому когда они «просыпаются» в материальном мире и погружаются в материальную деятельность, они не помнят, что были с Кришной» (Письмо Джагадише 25/4/75, Лос-Анжелес)
Каким образом мы были с Кришной?
Все энергии исходят от Кришны, и дживы в том числе, но мы исходим из татастха-шакти Кришны. «Согласно «Вишну Пуране», «Бхагавад-гите» и другим ведическим Писаниям, живые существа исходят из татастха-шакти Господа, поэтому являются вечной энергией Бога, а не источником энергии». (Ш.Б. 3.7.9 к.)
«Те, кто всегда поглощены сознанием Кришны и зрелым, чистым преданным служением Господу, получают возможность после смерти жить в общении с Кришной в одной из вселенных этого материального мира. Игры Кришны продолжаются вечно, будь то в этой вселенной или в другой Подобно солнцу, которое всегда светит в какой-то части этой земной планеты, Кришна-лила, или трансцендентные развлечения Кришны вечно продолжаются в этой или другой вселенной. Зрелые преданные, достигшие совершенства в сознании Кришны, сразу уходят во вселенную, где явился Кришна. В этой вселенной преданные ВПЕРВЫЕ получают возможность лично и непосредственно общаться с Кришной. Их подготовка продолжается, как мы видим это на примере вриндавана-лилы Кришны на этой планете». («Источник вечного наслаждения», глава 28)
Для дальнейшей информации на эту важную тему об изначальном положении дживы читатели могут обратиться к материалам Шрилы Гоур Говинды Свами Махараджа «Шрила Свами Прабхупада о происхождении дживы», где он приводит около 100 цитат из книг Шрилы Свами Прабхупады и других ачарьев. Вот одна из них.
«Что касается твоего вопроса о форме души обусловленного живого существа, его духовная форма вечна, но полностью она развивается только когда живое существо возвращается на Вайкунтху. Эта форма развивается в соответствии с желанием живого существа. До тех пор, пока оно не достигло совершенства, эта форма находится в дремлющем со стоянии, точно также как дерево находится в семечке». (Письмо Шрилы Прабхупады Рупануге, 1969)
Обитатели духовных планет, вечные спутники Господа, никогда не падают в материальный мир
«Из авторитетных источников можно понять, что спутники Господа Вишну, пришедшие с Вайкунтхи, на самом деле не падают. Они приходят сюда с целью исполнить желание Господа, и их появление в материальном мире подобно появлению Господа. Господь приходит в материальный мир посредством Своей внутренней энергии, и точно так же преданный, или спутник Господа, приходит благодаря духовной энергии. Любую лилу Верховной Личности Бога устраивает Йога-майя, а не Маха- майя, поэтому следует понимать, что Джай и Виджай пришли в этот материальный мир поскольку должны были что-то сделать для Верховного Господа. Но суть в том, что НИКТО НЕ ПАДАЕТ С ВАЙКУНТХИ». (Ш.Б. 7.1.35)
Махарадж Юдхиштхира тоже не соглашается, что кто-либо может упасть с Вайкунтхи
«Махарадж Юдхиштхира спросил: Какое великое проклятие повлияло на освобожденных вишну-бхакт, кто мог наложить проклятие на самих спутников Господа? Стойкие преданные Господа не могут упасть в этот материальный мир. Я не в состоянии поверить в это». (Ш.Б. 7.1.34)
«Отец Кришны, Его мать, вся их домашняя жизнь пребывают в состоянии вишуддха-саттвы. Живое существо в чистой благости может осознать образ, качества и другие аспекты Верховного Господа. Сознание Кришны начинается с уровня чистой благости… Кришна всегда и полностью духовен. Помимо родителей, все аспекты Его бытия Личности Бога по существу также являются проявлением сандхини-шакти, или трансформацией вишуддха-саттвы. Сказать яснее, эта сандхини-шакти (проявление внутренней энергии) поддерживает и проявляет все разнообразие духовного мира. В царстве Бога Его слуги и служанки, Его отец, мать и все остальное представляют собой проявление духовного бытия сандхини-шакти». (Чч, Ади, 4.66)
Было бы оскорблением считать, что на Голоке Вриндаване есть даже незначительное присутствие Майи
Если мы наносим оскорбление Дхаме, как она примет нас? Шрила Прабхупада часто цитирует прекрасный стих Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура арадхйо бхагаван враджеша танайас тад дхама вриндавана.
Здесь Шрила Чакравартипад говорит, что обители Кришны нужно поклоняться, как Самому Кришне. Подобно тому, как нет майи в трансцендентном теле Враджендрананданы Шри Кришны, ее нет и в Его обители. Шрила Чакравартипад говорит, что таково мнение Шри Чайтаньи Махапрабху, и что его не интересует мнение кого-либо еще. Чистейшую славу трансцендентной дхамы Кришны подтверждают слова «Шримад-Бхагаватам» (1.1.1): дхамна свена сада нираста-куха кам. Обитель Кришны вечно свободна от майи, поэтому никто в духовном мире не может отклониться от своего изначального положения, т.е. любовного трансцендентного служения Господу.
Как же нам привести в гармонию утверждения нашего Гурудева, внешне кажущиеся противоречивыми? Или может быть каждая тема, в сознании Кришны, настолько глубока что ответы будут разными в зависимости от квалификации вопрошающего? Шастры подтверждают такой подход. Есть много комментариев к шастрам, и их нельзя рассматривать с одной точки зрения. Также необходимо учитывать разницу между сиддхантой, изложенной в шастрах, и проповедью, предполагающей принцип “деша-кала-патра” (время, место и обстоятельство). Детям обычно говорят: “Смотри-ка, луна в озере!”
Когда человек только начинает познавать науку и искусство Сознания Кришны, ему говорится: «Ты покинул свой дом. Вернись домой!». Но когда преданный обретает сильное желание развить любовь к Кришне, развить Враджа-прему, ему говорится: «Твоя изначальная вечная любовь к Кришне сейчас не развита. Старайся развить ее».
01.05.2016 в 21:23
Б.Б.Бодхаян Махарадж очень доступно объясняет как душа попадает в мат.мир —> http://aumsuvag.blogspot.md/p/blog-page_5602.html