Явление Господа Варахи (истории из Бхагавата пураны)
30 января, 2013
Господь Вараха сражается с демоном Хираньякшей
Когда-то очень давно жил великий подвижник Мандавья. Однажды, когда он стоял на пне у своего ашрама, совершая аскезу молчания, к нему подбежали грабители и решили спрятаться в его доме. Стражники их нашли, но не смогли получить у мудреца ответа о том, был ли он с ними за одно, а потому посадили на кол всех, и самого Мандавью. Однако аскезы мудреца не позволили ему умереть, и весть об этом облетела всё царство. Тогда сам царь пришел просить у него прощения. Однако Мандавья не забыл обиды, но вопросить о таком повороте в своей судьбе решил сразу у главного вершителя справедливости — царя Ямараджи. Как-то раз посетив столицу Ямараджи, Мандавья решил узнать у него, за что тот наслал на него сию беду. А когда узнал, что причиной того стал его нелепый проступок в юном отрочестве, то проклял Дхармараджа родиться среди низших из людей. В результате этого сам повелитель смерти Яма вынужден был появиться на свет как сын шудрани, служанки, и стал известен под именем Видуры, сына Вьясадевы.
Видура покидает дом Дхритараштры
Когда Видуру оскорбил злокозненный сын Дхритараштры, он отправился в паломничество, и в Хардваре, у берегов Ганги, встретил великого мудреца Майтрею, ученика Шри Парашары Муни. Видура стал задавать ему вопросы об устройстве Вселенной и о том, как Господь являл свои лилы. Эти истории появились позднее, в священном Шримад Бхагаватам.
Итак, наше путешествие начинается…
В начале третьей песни Шримад Бхагаватам Майтрея поведал Видуре о том, как из ноздри Господа Брахмы, на самой заре творения, появился удивительный Вепрь, который опустился на дно вселенского океана, достал с самых глубин нашу планету, чтобы прародители человечества, Ману, могли поселиться на ней и увеличить свое благочестивое потомство. Когда Видура услышал этот рассказ, он почувствовал, что не насладился до конца повествованием об играх Бога, и попросил Майтрею рассказать эту историю во всех подробностях. Тогда Майтрея сказал…
Зачатие демонов
История эта началась очень и очень давно. Как-то в один прекрасный вечер мать всех демонов во Вселенной Дити почувствовала сильное половое влечение к своему мужу Кашьяпе. Однако, несмотря на ее пылкие желания, Кашьяпа попытался остановить ее рвения вступить в любовный союз, так как тогда было очень неподходящее время для зачатия благочестивого потомства. Но поддавшись всё же на обворожительные и гипнотические увещевания своей супруги, Кашьяпа возлег с ней на ложе. В это время по земле бродили страшные духи бхуты, и их предводитель Господь Махадева (Шива). Осознав свое несвоевременное желание, Дити испугалась за будущее своих детей и обратилась за милостью к Господу Махадеве и к своему мужу Кашьяпе, но было уже поздно. В семя Кашьяпы вошли души самых ужасных демонов во Вселенной, подобных которым мир не знал прежде. Однако смирение и раскаяние Дити позволили ей получить благословение для сыновей и внуков старшего из двух зачатых демонов, Хираньякашипу.
Беспокойство во Вселенной
Мать Дити знала, что в ее утробе покоятся души величайших демонов, но другие жители Вселенной об этом не догадывались. Дити не торопилась родить их, но по истечении целых ста лет это стало неизбежностью. Тогда во всем мире стали появляться страшные знамения, предвещающие гибель всего сущего. Полные испуга за свое будущее, полубоги и другие обитатели высших планет решили обратиться за помощью к главному конструктору мира — Брахме. Брахма встретил их с радостью, но огорчил известием о том, что помешать этому рождению не в силах ни одно живое существо. Когда же все собрались, он поведал им удивительную историю о том, как два привратника в духовном царстве Вайкунтхи были прокляты сыновьями Брахмы, 4-мя Кумарами.
Четверо Кумаров на Вайкунтхе
У Брахмы было 4 замечательных сына, Санака, Санатана, Санат и Санандана, которые после рождения не захотели продолжать свой род, а посвятили себя аскезам и духовному развитию. Как-то раз, добравшись до внешних границ духовного царства Вайкунтхи, они стали одну за другой открывать все встречающиеся на своём пути ворота, чтобы попасть в самое сердце Вайкунтхи, обитель Господа Нараяны. Однако когда все ворота были позади, у самых последних, седьмых дверей, мальчики натолкнулись на двух стражников — Джаю и Виджаю, которые решили не пускать их в гости к Богу. Это очень сильно огорчило Кумаров и, поддавшись гневу, они прокляли Джаю и Виджаю родиться в мире материальном. Вот что они сказали:
Мудрецы сказали:
Кто эти двое, чей образ мыслей так чужд атмосфере Вайкунтхи, хотя они состоят на службе у Господа и, занимая столь высокое положение, должны были бы обладать теми же качествами, которыми обладает Сам Господь? Как они вообще оказались на Вайкунтхе? Может ли быть такое, чтобы в царство Бога прокрался враг? Но у Верховной Личности Бога нет врагов. Кто станет враждовать с Ним? Скорее всего, эти двое — самозванцы и потому подозревают других в том, чем грешат сами. В отношениях между обитателями Вайкунтхи и Верховной Личностью Бога царит полная гармония, подобная той, которая существует между большими и малыми небесными сферами в пределах материального космоса. Так откуда же в этом царстве гармонии появилось семя страха? Эти двое одеты, как жители Вайкунтхи, но откуда в их мысли проникла двойственность?
Поэтому давайте решим, какой кары заслуживают эти нечестивцы. Мы должны найти для них подходящее наказание, которое в конце концов обернется для них благом. Обнаружив в бытии Вайкунтхи двойственность, они осквернили себя, поэтому им не место здесь, они должны отправиться в материальный мир, где каждое живое существо сражается с тремя врагами.
Шримад Бхагаватам, 3.15. 32-34
Однако Джая и Виджая быстро поняли всю трагичность этого события и сразу бросились в ноги к мудрецам. Они понимали, что рождение в материальном мире само по себе не является таким уж большим горем, однако находясь там можно очень легко забыть о самом главном — о Боге. Поэтому они попросили Кумаров сделать так, чтобы память о Кришне никогда не покидала их:
Услышав проклятие мудрецов, стражи сказали:
Вы поступили совершенно правильно, наказав нас за непочтительное обхождение с такими мудрецами, как вы. Но мы молим вас о том, чтобы, видя наше раскаяние, вы сжалились над нами, и мы, упав в материальный мир, не оказались во власти иллюзии, которая заставляет живые существа забыть о Верховной Личности Бога.
Шримад Бхагаватам, 3.15. 32-34
Однако в тот же самый момент там появился сам Господь Нараяна и поведал о том, что по сути дела, всё произошедшее на самом деле — суть проявление Его собственной воли. Он попросил мальчиков не переживать и не серчать на преградивших им дорогу слуг, однако сами Кумары, как только увидели самого Бога, погрузились в такой трансцендентный экстаз, что почти ничего не могли понять из Его слов.
Закончив свой рассказ, Брахма объяснил всем полубогам, что иногда Кришна желает сразиться с кем-нибудь, но в духовном мире подходящих соперников для Него не бывает, поскольку все там очень любят Бога. И тогда Господь приходит в материальный мир, где сражается со своими возлюбленными преданными, которые принимают здесь облик великих демонов, устрашающих всех на свете. А потому, полубогам не стоит переживать, ведь если всё это произошло по воле самого Кришны, значит Он обязательно восстановит утраченное положение, и во Вселенной вновь воцарится покой.
Так Брахма намекнул полубогам, что демоны явились для развлечения Господа Нараяны и вскоре Он сам воплотится, чтобы сразиться с ними.
Явление Варахи
Один из рожденных демонов, Хираньякша, проявлял свой отвратительный характер с самого рождения. Когда же он вырос и стал могучим воином, он не мог спокойно жить, желая найти себе подходящего противника. В поисках приключений на свою голову, Хираньякша решил наброситься и на самого Варуну, повелителя водного царства, но тот оказался мудрее и посоветовал неуёмному демону искать встречи с Вишну. Так Хираньякша стал медитировать на самого Господа Нараяну.
Когда в результате жестокой эксплуатации демоном ресурсов нашей планеты она была вынуждена потерять способность держаться на своей орбите, возникла сложная задача достать Землю со дна океана Гарбходака и восстановить ее положение. Никто во Вселенной не мог справиться с такой задачей, прежде всего по тому, что сам океан Гарбходака, или возникший из пота Вишну, представлял собой нечто неизведанное и непознанное. Когда-то на заре творения Брахма пытался добраться до стебля лотоса, на котором он восседает, погружаясь в пучины этого океана, но так и не смог найти источник. Вот почему найти планету на дне этого океана было задачей невероятно сложной даже для Брахмы.
Когда Сваямбхува Ману задал вопрос о месте своего проживания, Брахма задумался. Он знал, что земля сейчас где-то на дне Вселенского океана, но не знал кто и как сможет ее достать. В это мгновение Брахма задумался о Кришне. Он подумал, что задача эта под силу только Богу. И в тот самый момент, когда Брахма подумал о Нараяне, из его левой ноздри появился крошечный вепрь, размером с ноготок. Этот вепрь тут же взмыл к небесам и начал увеличиваться в размерах. Тогда все сразу догадались, что этот симпатичный хрюн — никто иной, как сам Вишну в образе Варахи.
Господь принимает огромное множество различных форм в этом мире, Он рождается в царстве рыб, животных и людей, но в этот раз Он явил миру удивительный облик Вепря. Этот образ был выбран не случайно, ведь главной задачей Вишну было рытье в илистых водах на дне океана. Образ хрюшки, которая обычно роется в нечистотах как нельзя лучше подходил для этой роли. Однако несмотря на удивительные сходства с природой вепря, Господь обладал трансцендентной природой и никакая материальная грязь не могла коснуться Его.
Когда Брахма увидел образ Варахи, он был поражен, насколько искусно Кришна играет роль этого животного. Это удивительное качество Кришны (быть идеальным актером) проявилось также во время Брахма-вимохана-лилы, когда Кришна распространил себя в формы мальчиков и телят.
Хираньякша и Варахадев
И вот наконец настал тот час, когда предначертаному суждено было исполниться. В этот момент злобный демон Хираньякша увидел вдалеке Вишну в образе Вепря. Издали он стал кричать Ему обидные слова, в надежде, что Вараха разозлится и броситься с ним в схватку. Но Господь был непоколебимо спокоен. Он с чувством, с толком, с расстановкой поднимал испуганную Бхуми (планету Земли) из вод Вселенского океана. Закончив свою работу, Он наделил планету силой держаться в воздухе вновь и она опять заняла место на своей орбите. Однако Хираньякша не унимался. Спокойное поведение Варахи выводили его из себя еще больше, и тогда он решил, что Вишну, вероятно, просто испугался его доблести и храбрости. Чтобы окончательно «достать» Бога, он выкрикнул такие слова:
Хираньякша сказал:
Негодяй, наши недруги взрастили Тебя нам на погибель, и Ты, оставаясь невидимым, уже уничтожил немало демонов. О глупец, секрет Твоего могущества — в колдовских трюках, но сегодня я положу этому конец, убив Тебя на радость всем моим сородичам. Когда брошенная мной палица размозжит Тебе голову и Ты упадешь замертво, полубоги и мудрецы, которые, занимаясь преданным служением, приносят Тебе дары и совершают жертвоприношения, тоже расстанутся с жизнью, словно деревья, лишившиеся корней.
Шримад Бхагаватам, 3.18.4-5
Несмотря на то, что Господа Вишну невозможно вывести из себя или расстроить, Варахадев был тяжело ранен в самое сердце этими словами демона, потому что в них демон упоминал о благополучии любимых слуг Кришны, полубогов и мудрецов. Однако стерпев эту боль, Господь Вараха все же обернулся навстречу врагу, вышел из воды и вступил с ним в бой.
Битва эта длилась очень долго, и по началу демон ощущал себя способным побороть Вишну. В один из моментов битвы он даже со всей силы обхватил Вараху, и зажал Его в своих крепких руках, но Господь невероятным чудом оказался за пределами объятий Хираньякши. Так он продемонстрировал всему миру, что невозможно обхватить того, кто является всем.
Когда битва была завершена тело Хираньякши посетили все величайшие полубоги. Тогда Брахма в присутствии всех полубогов обратил внимание на то, какая честь выпала Хираньякше — погибнуть от рук самого всемогущего Вишну. Вараха же вознесся в духовный мир, оставив своим возлюбленным слугам невероятные воспоминания об удивительных трансцендентных играх Господа.
История Хираньякши и Варахи (аудио)
***
В рамках проекта Бхагаватам от Крышня вы можете скачать / прослушать аудио вариант этой удивительной истории о явлении Господа Варахи и демоне Хираньякше во всех подробностях, записанной на студии Свирель.
- История Хираньякши. 1. Неурочная беременность Дити (скачать)
- История Хираньякши. 2. Проклятие Джаи и Виджаи (скачать)
- История Хираньякши. 3. Вараха побеждает Хираньякшу (скачать)
Другие истории из Шримад Бхагаватам можно скачать здесь