Всё обладает природой Сознания (Шрила Шридхар Махарадж)
28 декабря, 2012
Удивительный отрывок из лекции Шрилы Шридхара Махараджа, который объясняет нам почему древние мудрецы описывали природу различных материальных объектов и стихий этого мира как отдельных личностей.
Лекции и книги Его святйшества Б.Р.Шридхара Махараджа
Отрывок из беседы с доктором Мерфи и доктором Сингхом
Шрила Шридхар Махарадж:
Абсолют проявлен в трех основных ипостасях: гьяна, бала и крийя. Вечная природа Абсолютного целого делится на три категории: сила, сознание и блаженство. Мышление, волеизъявление и чувствование: сат, чит, ананда. Сат — это энергия Баладевы (бала), она поддерживает бытие. Чит — это сознание, Васудева, или гьяна. А ананда, блаженство — это Радхика (крийя). Гьяна, бала, крийя (знание, сила, чувствование); сат, чит ананда (вечность, сознание, блаженство); сандхини, самвит, хладини (бытие, осознание, экстаз); Баладева, Кришна, Радхарани. Это три стороны единого целого адвайя-гйяны: гьяна, бала, крийя. Мышление, чувствование и волеизъявление. Сат, чит, ананда. Сатьям, шивам, сундарим (вечность, благоприятность, красота).
Эти три начала проявляются через эволюцию и антиэволюцию, как в вечном, так и невечном планах бытия.
Эти три ипостаси Абсолюта научным языком объяснил Бхактивинод Тхакур в Шри Кришна-самхите. И однажды я применил эту логику в ведической космологии для описания механизма движения планет во вселенной. Известно, что солнечное затмение вызвано тенью Луны, проецируемой на Землю. Между тем в шастрах сказано, что во время затмений Луну или Солнце поглощает планета Раху.
Однажды незадолго до своего ухода Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был в Пури. В это время произошло солнечное затмение и один преданный, который считался знатоком священных писаний (сиддханты), неожиданно в присутствии Прабхупады стал высмеивать идею Бхагаватам относительно того, что во время солнечного и лунного затмения Раху поглощает Луну или Солнце. Я не выдержал такого пренебрежения к Бхагаватам и возразил, что к словам священного писания нельзя относиться легкомысленно. Я привел довод, который на первый взгляд не относится к теме. Я сказал, что персонажи Джайва Дхармы, которых создал Бхактивинод Тхакур, не вымышлены, а реально существуют. События его книги могли происходить в другую эпоху (кальпу) или в другой день Брахмы, а сейчас проявились в этом измерении. Этим примером я отстаивал учение Бхагаватам об устройстве вселенной. То, что служит доказательством реальности, также реально. Иначе быть не может. И Прабхупад поддержал меня.
Понять какое место планета Раху занимает во вселенной невозможно с точки зрения географии. Об этом говорят сами Шукадева и Вьясадева. Но то, что они изложили в Шримад-Бхагаватам, следует принимать буквально, а не как метафору. Именно поэтому Бхактиведанта Свами Махарадж назвал Бхагавад-гиту «Как она есть». Я думал над тем, что не могу доказать слова Бхагаватам. Но то, что там сказано — истина. Я твердо в это верю. В писаниях часто говорится об устройстве вселенной. В былые эпохи высоко духовные люди, которых мы называем Ариями, смотрели на все как на проявление сознания. Они утверждали, что тень тоже обладает сознанием. Тень (абхаса) — это форма или уровень сознания. Только пройдя через уровень затененного сознания, мы можем воспринимать предмет как материальный. Таким образом, сознание деформируется, превращается в ум или тень сознания. Этой тени можно приписать атрибуты личности, которую уже можно назвать «Раху».
Прежде чем душа соприкоснется с материальным миром, она проходит стадию затененного сознания, которое называют чидабхаса. Сначала сознание трансформируется в тень сознания, а затем в несознательную материю.
У каждого неодушевленного материального предмета есть свой одушевленный или личностный прообраз. Тень, через которую проходит сознание, чтобы воспринимать действительность материальной, имеет свойства личности. И мудрецы, которых в Бхагаватам называют созерцателями истины (риши), именуют эту тень Раху. Мудрец во всем видит личность. То, что мы считаем неодушевленной материей, они воспринимают как сознание. В их глазах все имеет свойства личности.
Прежде чем душа соприкоснется с материей, она должна пройти промежуточную стадию, которая приспособит ее сознание для восприятия материальных предметов. Никто не знает, что такое материя. Это — просто форма сознания. Поскольку у каждого материального объекта есть свой сознательный, а, следовательно, личностный прообраз, то к Солнцу, Луне, Земле и другим планетам следует относиться как к личностям.
Затененное сознание — тоже форма существования сознания, которая необходима, чтобы душа воспринимала материальную сторону объективного мира. Эта стадия сознания персонифицирована, т.е. одушевлена. Поэтому в Бхагаватам Солнце, Луна и планета Раху упоминаются как личности. Все, включая Луну, Солнце, звезды и планеты, имеет свойства личности. Наши чувства воспринимают только то, что лежит на поверхности, они скользят по внешней стороне бытия, которая называется материей. Но за всем этим стоит личность. Без влияния другой личности наше сознание не может опуститься до стадии грубой материи.
Поэтому в древних писаниях мы находим, что великие святые и риши обращаются ко всему в этом мире как к личности. Почему-то, что для нас неодушевленная материя, — для них — реальная личность? Потому что материя — теневая сторона сознания. Они видят личность сквозь материальную оболочку. Они смотрят не на тень, а на личность. Сознательное существо, или личность, более реально, чем его тень, которую наше замутненное сознание воспринимает как материю.
Д-р Мерфи:
Значит, эта тень и есть Раху?
Шридхар Махарадж:
Если рассматривать тень как личность, то у нее есть имя — Раху. Все сознательно. Тень и даже ее воздействие обладает сознанием. Когда Луна оказывается между Солнцем и Землей, ее тень, падающая на поверхность Земли, тоже сознательна. Изначально все обладает сознанием, и оно порождает материю. Эволюция любого предмета происходит следующим образом: личность трансформируется в грубое сознание и становится материей. При этом она остается личностью. С этой точки зрения, любая реалия — личность. Поэтому мудрецы, видящие сквозь внешнюю оболочку реальности, обращаются ко всему как к личности: деревьям, горам, Солнцу, луне, океану… Чистое сознание не сразу ощущает на себе, что такое чистая материя. Личность не сразу превращается в материю. Сначала она проходит некую промежуточную стадию, на которой она подвержена законам кармы. На этой стадии она еще не сформировалась как полноценная духовная личность, и пребывает в промежуточном состоянии сознания. Таким образом, мудрецы правы, называя все личностями. Они действительно видят этих личностей. Это не плод их воображения.
Все сознательно. Несмотря на то, что современные ученые говорят, что все материально, у нас есть все основания думать обратное. Не важно, что мы видим, главное, что мы при этом ощущаем. А наши ощущения — свойства нашего сознания. Независимо от того, насколько развито или деградировано наше сознание, оно остается при нас и никуда не девается. Когда мы ощущаем материальный предмет, это значит, он существует в нашем сознании. Следовательно, материя — это форма существования сознания. То, что мы называем материей, есть совокупность субъективных психических ощущений.
Д-р Мерфи:
Тогда не совсем понятно. Когда наши глаза воспринимают цвет, что мы действительно видим?
Шридхар Махарадж:
Цвет — это идея в уме. Это состояние психики или сознания.
Д-р Сингх:
Насколько реален воспринимаемый объект?
Шридхар Махарадж:
Реальность — то, что в сознании души. Кроме души нет другой реальности. Реален тот, кто наблюдает, а не объект наблюдения. Реален субъект, а объект существует лишь в его уме. При этом то, что ощущает субъект, также появляется из его сознания.
Д-р Сингх:
Но объекты, которые видит субъект, тоже личности? Когда мы видим красный цвет, красное — это личность?
Шридхар Махарадж:
Все, в том числе цвет, имеет свой прообраз в изначальной, личностной, сознательной, духовной реальности. Иначе оно не могло бы отражаться на нашем уровне бытия в виде материи. Первоначально все есть чистое сознание, но когда оно огрубевает, то принимает вид материи.
Если взять какой-то материальный предмет, то для органов зрения он имеет одни свойства, для органов осязания — другие, а для органов слуха — третьи. Это его внешние проявления. Но внутренняя суть предмета, которая не зависит от внешних качеств, т.е. его онтологический аспект, при этом останется непознанной.
Суть предмета постичь невозможно. Я имею в виду, что прежде чем сознание низойдет до уровня бессознательной материи, оно становится полусознанием, или тенью сознания, только в таком состоянии оно может воспринимать материальные объекты. Пи этом оно остается сознанием, хотя иного качества. Чтобы иметь всестороннее представление о материальном предмете, нужно понимать, что он — производное от сознания. А сознание всегда предполагает личность. Сознание первично, из него исходит идея, которая затем материализуется.
Мир сознания гораздо ближе к нам, чем мир материи. Поэтому великие мудрецы, чье сознание находится на высокой ступени эволюции, обращаются ко всем предметам окружающего мира как к личностям. В древних священных трактатах они всегда описаны в окружении личностей. В любом предмете этого мира они видят личность, находящуюся внутри материальной оболочки.
Д-р Мерфи:
Личность подразумевает мышление, чувствование и волеизъявление.
Шридхар Махарадж:
Мышление, чувствование и волеизъявление — три свойства живого существа. То же самое относится к Богу и Его энергии. Сначала идет субъект, а затем его мироощущение. У субъекта могут быть разные уровни мироощущения — в зависимости от чистоты или огрубленности его сознания. То, что он ощущает в состоянии чистого сверхтонкого сознания, наиболее близко его природе и имеет первостепенное значение. Когда же он опускается до уровня материи, он удаляется от своего естества. Сознание, в котором мы находимся, определяет наше восприятие мира.
Личность не может непосредственно воспринимать материю. Материя очень далеко. Сознание не напрямую взаимодействует с материальным предметом, а через его тень, или отражение в мире сознания. Душа воспринимает другое сознание в виде его отражения, которое принимает форму материального объекта. То, что нам кажется объективно существующим материальным предметом, есть отражение или тень реалии мира сознания. Душа имеет дело именно с этой тенью.
Другими словами, есть личность и ее тело. Подобно тому, как тело — производное от сознания живого существа, материя — производное от духа. Несмотря на то, что сознание приобретает черты материи, душа взаимодействует с окружающим миром как личность с личностью. Чидабхаса — особое состояние нашего сознания, которое принимает форму ума. С помощью него мы взаимодействуем с материальным миром.
Личности делятся на две категории: кшара и акшара: — чистые освобожденные души и души, погрязшие в материи, и ведущие нескончаемую борьбу. Даже когда они, независимо от своего положения, принимают формы движущихся и неподвижных существ, и вступают во взаимодействие с материальным миром, их все равно следует считать личностями. Поскольку все есть элемент сознания, любой объект — личность.
Д-р Мерфи:
Значит то, что на первый взгляд мы воспринимаем как воду Ганги, есть личность?
Шридхар Махарадж:
Все — личность. Прежде чем увидеть материальную сторону предмета, необходимо ощутить в нем присутствие личности. Во Вриндаване все обладает сознанием, хотя некоторые его обитатели выступают в пассивной роли. Ямуна, коровы, деревья и их плоды — все обладает сознанием. Там все духовно, хотя проявляет себя в разных формах. Обладающие даром во всем видеть признаки сознания, Арии воспринимали все в природе как личность, и общались со всем на уровне сознания.
Сознание и личность — то, из чего состоит вся реальность. Все, что находится в сфере чувственного восприятия, обладает сознанием. Материальный предмет отражается во мне, следовательно, он, как и я существует на сознательном плане бытия. Субъект пребывает на том плане бытия, который называется сознанием; и что бы не представлял из себя объект, он отбрасывает свою тень на план сознания. Тот, кто созерцает объективную реальность, имеет дело только с сознанием от начала до конца, мы не можем непосредственно воспринимать материю, минуя промежуточную форму сознания.