Служение гуру. Примеры гуру севы из шастр
4 августа, 2013
Заслуживает внимания пример гуру-севы одного ученика Шри Шанкарачарьи. Этого ученика звали Гири (позже он стал известен как Тотакачарья), и он был неграмотным. Он стирал одежду своего Гуру, готовил для него и выполнял разную черную работу. Даже когда Шанкарачарья давал лекции, Гири занимался служением своему Гуру, но при этом также старался слушать. Другие ученики считали его глупцом. Однажды Гири пошел на реку стирать одежды Гуру и задержался там. Подошло время лекции Гуру, но он ждал и не начинал ее. Собравшиеся там ученики (их было около шести тысяч) просили его начать говорить. Они сказали: «Все уже собрались, кроме одного глупого ученика, а он все равно ничего не понимает. Так что, пожалуйста, начни лекцию». Но Шанкарачарья продолжал ждать Гири. Закончив свое служение, Гири прибежал и сел, чтобы слушать лекцию. Тут Шанкарачарья попросил его сказать несколько слов, и неожиданно Гири начал произносить шлоки, которые были прекрасно сложены и полны красивых метафор. Все были поражены, увидев, какими глубокими познаниями он обладает. Шри Шанкарачарья потом объяснил, что это был результат вишрамбха-севы.
йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах«Шветашватара Упанишад», 6.23
«Только тем великим душам, которые обладают непоколебимой верой в Господа и духовного учителя, открывается суть ведического знания».
Есть еще подобные примеры гуру-севы. Говинда дас служил Шри Махапрабху в настроении вишрамбха, с огромной любовью и чувством близости. Он часто говорил Сварупе Дамодаре: «Зачем ты приходишь и заставляешь Махапрабху плакать?» Это не значит, что он не понимал настроение Махапрабху. Он вовсе не был глупцом. Он прекрасно понимал бхаву Махапрабху. Говинда дас слагал санскритские шлоки и записывал лилы Махапрабху. Эти записи известны как кадача (дневник) Говинды даса. Ими пользовался Кришнадас Кавираджа Госвами, когда писал «Чайтанья-чаритамриту».
«Осознайте свою ответственность человеческой жизни и совершайте гуру-севу. Бхакти обрести не так-то просто. Вальмики предавался суровым аскезам 60 тысяч лет, и только после этого получил их плод — преданность Господу Раме. А как он служил своему гуру, Шри Нараде, как выполнял его наставления! Нарада велел ему сидеть в одном месте и повторять харинаму (имена Господа Рамы). Он сидел неподвижно 60 тысяч лет, ни разу даже не приподнявшись. Он не ел, не пил и не справлял нужду. Он лишь повторял святые имена. Постепенно муравьи возвели вокруг Вальмики муравейник, который покрыл собой все тело мудреца, так что жизненная сила его покоилась в костях… Такова гуру-сева».
«Экалавья был простым человеком, но и он отрезал себе большой палец правой руки и отдал своему гуру. Только его ошибка была в том, что он не следовал своему Гурудеву должным образом. Однако он тут же отдал гуру свой палец, как только тот велел ему это сделать (Поскольку Экалавья хотел убить Арджуну, его гуру, зная это, попросил Экалавью (в качестве дакшины (подарка) ученика учителю) пожертвовать ему свой большой палец правой руки. После этого Экалавья не мог стрелять из лука).
Сам Господь Кришна нес на голове вязанку хвороста ради служения своему гуру. Ему пришлось простоять под дождем всю ночь, и Он промок до ниточки ради служения Гурудеву. А ведь Он — Сам Господь!
В Упанишадах рассказывается история об Упаманью. Гуру отправил его пасти коров. Спустя какое-то время Гурудев спросил его: «Почему это ты такой здоровый и упитанный?» Упаманью ответил: «Я пью молоко, которое остается у коров после кормления телят». Гуру запретил ему пить это молоко, но не сказал, что принимать вместо него. Прошло еще несколько дней, и гуру вновь спросил Упаманью: «Как это так? Ты все еще такой упитанный и здоровый? Чем это ты питаешься?» Упаманью ответил: «Я слизываю молочную пену с губ у телят». Гуру запретил ему и это. Все пути теперь были перекрыты. Что было делать? Он увидел какие-то листья, с которых сочился белый сок, и принялся слизывать это «молоко», оказавшееся ядовитым… Под действием этого яда Упаманью ослеп и, оступившись, упал в колодец. Гурудев искал его повсюду: «Упаманью! Где ты?» — Тот отозвался: «Я здесь, в этом колодце!» — «Что с тобой?» — спросил Гурудев. Упаманью ответил: «Я слизывал сок с листьев, а он оказался ядом. Я ослеп и потом упал в этот колодец». Тогда Гурудев благословил его: «Зрение вернется к тебе, а в сердце откроется всё знание Вед».
В Упанишадах и других ведических произведениях приводятся такие примеры гуру-севы.