Почему иллюзия не исчезнет сама собой?
10 февраля, 2013
Сегодня я хочу снова обратиться к одному важному фрагменту из 8 песни Шримад Бхагаватам. Ранее я уже приводил на страницах нашего журнала всю молитву слона Гаджендры, которую он вознес для Господа Вишну, попав в беду. Но сегодня мы углубимся еще раз в некоторые слова Гаджендры, заслуживающие очень пристального внимания.
Зачем вновь возвращаться к этой теме?
На самом деле есть повод. Мы с вами попытаемся раскрыть одну из самых сокровенных тайн в Сознании Кришны….
В глубине души каждого преданного могут оставаться некоторые сомнения по поводу того, как же происходит этот таинственный процесс возвращения души в духовный мир. Есть несколько мнений, часть из которых склоняется в сторону гипотезы о том, что главное в этом деле зависит от личных усилий практикующего вайшнава, но есть и другая часть, которая считает что все решает милость Кришны. А может в действительности имеет место и тот и другой фактор?
Случай со слоном Гаджендрой уникален. Молитвы Гаджендры полны глубочайшего смысла и понимания. Это настоящая песнь осознавшей себя души, но что еще более важно — вся история со слоном Гаджендрой также является аллегорическим портретом попавшей в ловушку майи души. Пэтому просто внимая со смирением этим искренним молитвам, можно сбросить с себя все покровы иллюзии.
Итак, внимательно читаем…
Шримад Бхагаватам. Песнь 8. Глава 3. Стих 25
Слон Гаджендра говорит:
Я не хочу больше жить, даже когда буду вызволен из пасти крокодила. Какой смысл в моем слоновьем теле, внешне и внутренне погруженном в невежество?
Я хочу навсегда сбросить с себя покров неведения и обрести освобождение. Но покров этот не исчезнет сам по себе, под влиянием времени.
Внимание вопрос: почему этот покров не исчезнет под влиянием времени?
Чтобы понять ответ на него, читаем молитвы Гаджендры далее: там же, стихи 26, 27, 28
Поэтому, искренне желая избавиться от бремени мирской жизни, я в почтении склоняюсь перед Верховным Господом — творцом вселенной, который Сам принимает форму вселенной и вместе с тем находится вне ее. Он знает обо всем в этом мире, ибо Он — Сверхдуша вселенной. Он — нерожденный Господь, стоящий над всем сущим. Преисполненный почтения, я преклоняюсь перед Ним.
Я почтительно склоняюсь перед Всевышним — Сверхдушой, повелителем мистической йоги, которого созерцают в глубине сердца достигшие совершенства мистики, очистившиеся с помощью бхакти-йоги и потому не отягощенные последствиями кармической деятельности.
Господь мой, Тебе подвластны три необычайно могущественные энергии. Ты — вместилище всех наслаждений и защитник предавшихся Тебе душ. Силы Твои безграничны, но Ты недосягаем для тех, кто не обуздал свои чувства. Я снова и снова в почтении склоняюсь перед Тобой.
Комментарий А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады:
Привязанность, алчность и вожделение — три великие силы, мешающие обусловленной душе сосредоточиться на лотосных стопах Верховной Личности Бога. Эти силы действуют потому, что Господь не хочет открывать Себя пониманию непреданных и безбожников. Если же человек предается Господу у Его лотосных стоп, эти препятствия исчезают, и он может постичь Верховную Личность Бога. Вот почему Гаджендра называет Господа защитником предавшихся Ему душ. Нельзя стать преданным, не вручив Себя Господу у Его лотосных стоп. Только преданному Господь дарует изнутри понимание, с помощью которого тот может вернуться домой, к Богу.
А теперь ответ:
Эта иллюзия не исчезнет сама собой, потому что Бог не желает раскрывать себя тем, кто не хочет предаваться Ему. Гаджендра совсем не случайно говорит, что Кришна является защитником предавшихся душ, но тут же добавляет, что тем, кто не предался Ему, никогда не постичь Его.
Гаджендра понял смысл процесса духовного продвижения. Нужно всего лишь предаться Богу. Нужно положиться на него всем своим сердцем, всей душой.
Царица Кунти в своей молитве, обращенной к Кришне, упоминает, что богатым и обладающим материальными достояниями людям очень тяжело искренне обратиться к Богу за помощью. Почему? Это происходит потому, что ослепленность богатством и материальным великолепием не позволяет почувствовать наше реальное зависимое положение в этом мире. Но сама ситуация, в которой оказался Гаджендра как будто была создана именно для того, чтобы этот слон, который был в прошлом великим преданным, осознал в полной мере свою полную зависимость от Кришны.
Конечно же, слон Гаджендра никогда бы не смог самостоятельно вырваться из когтей крокодила. Точно так же и мы все с вами никогда не сможем вырваться из когтей майи, иллюзии, которая полностью поглощает наши души в этом материальном мире. Эта майя, как замечает Гаджендра, необычайно могущественна. Но вся ее сила держится лишь на нашем глупом отказе предаваться Богу, отказе склониться перед ним и признать свое поражение.
Почему слон Гаджендра получил освобождение?
Потому что Гаджендра в полной мере осознал, что только сила и могущество Господа Вишну может покончить со всеми его страданиями. В этом состоянии крайней беды Гаджендра отбросил всё свое ложное Эго в сторону, он выбросил из глубин своего сознания все глупости и просто признал свое поражение в битве с майей.
Да, он нашел в себе силы признаться, что он не может так больше жить, не может жить и бороться в одиночку, без Кришны; он нашел в себе силы честно признаться, что Кришна и только Кришна может спасти его. И Господь явился к нему. Он тут же рассек путы, которые связывали Гаджендру в материальном мире, и вместе с Господом, великий Гаджендра отправился в духовную обитель.
В этом и заключается смысл нашей духовной практики. Мы прогрессируем только милостью Кришны. И чем сильнее мы чувствуем свою зависимость от него, тем быстрее слетает с нас покров иллюзии. Но по большому счету одного лишь произнесенного имени Кришны, святого имени, которое мы произносим со всей горячей просьбой, мольбой о помощи и желанием предаться, — одного лишь такого произнесения уже достаточно, чтобы Кришна впредь стал заботиться о каждом нашем шаге, чтобы впредь Он повсюду сопровождал нас в долгом или быстром пути домой. Потому что признав хотя бы один раз свое поражение и положившись на Кришну всем своим сердцем, мы уже никогда больше не сойдем с этого пути.
Да, мы можем создавать целые тома философии и религиозных доктрин, но все они не будут иметь никакого значения до тех пор, пока мы не признаем свою полную зависимость от Бога. Когда мы искренне склонимся к Его божественным стопам, Он мгновенно рассечет эти иллюзорные путы, которые связывают нас в этом мире.