Закон кармы. Карма — как деятельность. Карма — как реакции. Карма как предопределенность.
27 апреля, 2013
Карма — как деятельность (как обязанности)
Для того, чтобы правильно классифицировать деятельность, лучше всего пользоваться классификацией шастр.
«Даже эрудированные мудрецы не в силах понять природу действия и бездействия. Некоторые не могут постичь природу действия, тогда как другие природу бездействия. Сейчас Я поведаю тебе внутренний принцип действия и бездействия, познав который ты достигнешь освобождения и навсегда покинешь этот зловещий мир. Следует понять суть действий, предписанных Ведами, действий, запрещенных Писаниями, а также суть отречения от действия. Выполнение долга известно как карма; совершение запретных поступков известно как викарма (викарма подразделяется на два вида: угра-карма — действия, приносящие страдания другим и кама-каратах — действия, совершаемые во власти вожделения); а не совершение действий или отречение от них — как акарма (бездействие). Чрезвычайно трудно осознать внутренний принцип кармы, викармы и акармы«. Бхагавад-Гита 4.16-17
Три вида кармы, которой нельзя избежать
1) регулярная деятельность, нитйа-карма. Деятельность по поддержанию тела и ума в здоровом состоянии;
2) нерегулярная деятельность, деятельность в чрезвычайных обстоятельствах (так сказать, от случая к случаю), наимитика-карма (например проведение погребальной церемонии по умершим родителям, т.е. деятельность, совершаемая ради поддержания порядка в обществе; или, например, во время природных или социальных катаклизмов).
3) Деятельность, направленная на удовлетворение индивидуальных желаний, не связанных с поддержанием души в теле; корыстная деятельность, камйа-карма.
«Не совершая трех видов кармы (предписанных обязанностей), невозможно достичь знания, приводящего к свободе от деятельности и её последствий. Если ты отказался от долга, но при этом имеешь корыстные желания, ты не обретешь свободы.» Гита 3.4
Закон действия и его последствий неумолим
«Действие рождается из Вед, а Веды происходят из Акшары, Безупречного и Непогрешимого. Поэтому вездесущий Господь стоит за всеми актами жертвоприношений, совершаемых ради Него. Если живое существо, на какой бы ступени знания или деятельности ни находилось, нарушает этот причинно- следственный порядок, установленный Самим Всевышним, оно несомненно ведет греховную жизнь». Гита 3.15-16
«Деятельность, совершаемая не ради себя, а ради Всевышнего Господа, называется жертвоприношением (ягьей). Любая другая деятельность, с какой бы целью она не совершалась, привязывает к миру рождения и смерти». Гита 3.9
«Воплощенная душа не может полностью отказаться от деятельности. Поэтому истинно отреченный — тот, кто не перестал действовать, а отрекся от плодов деятельности». Гита 18.11
«Поэтому не привязывайся к плодам деятельности, а исполняй предписанный тебе долг как данность. Действуя непрерывно и без привязанности, живое существо достигает освобождения. Но истинное освобождение — это состояние совершенной преданности: оно достигается на высшей ступени бескорыстной деятельности». Гита 3.19
Три вида деятельности, не влекущей за собой последствий
1) Бескорыстная деятельность, посвященная Всевышнему, нишкама карма-йога.
2) Деятельность на пути развития божественного знания, гйана-йога.
3) Деятельность, совершаемая из любви к Богу — в служении Богу в состоянии преданности, бхакти-йога.
«Бескорыстное действие в совокупности с чистым сознанием не порабощает — в этом смысле оно является бездействием. В то же время пренебрежение долгом при наличии нечистого сознания порабощает своими последствиями, т.е. ведет к рабству. Того, кто понимает это, следует считать самым разумным йогом и исполнителем действий». Гита 4.18
Карма — как реакции
Всякая деятельность,совершаемая в нашем мире, влечет за собой кармические реакции. Любое действие, совершаемое нами посредством тела, ума или речи, возвращается к нам, как закономерное последствие (кармическая реакция) в этой жизни или следующей.
“Всякая деятельность должна выполняться как жертвоприношение Вишну, иначе она закует живое существо в кандалы материального рабства. Поэтому, о сын Кунти, действуй ради удовлетворения Господа, ибо только так ты сможешь вырваться из материального плена”. Гита 3.9
«Все, что делается в этом миpе, в той или иной степени осквеpнено гунами матеpиальной пpиpоды, поэтому любая деятельность в матеpиальном миpе, кpоме служения Господу, является гpеховной». Бхагаватам 3.25.10 к.
Верховный Господь создает все живые существа согласно их прошлым поступкам
«О царь, узнай же, что Верховный Господь создает все живые существа в соответствии с их прошлыми поступками. Это касается Брахмы и его сыновей (Дакши и других), периодически меняющихся прародителей человечества (Ваивасваты Ману и других), полубогов (Индры, Чандры, Варуны и т.д.), таких великих мудрецов как Бхргу, Вйаса и Васиштха, обитателей Питрлоки и Сиддхалоки, чаран, гандхарвов, видйадхар, асуров, йакш, киннар и ангелов, змей, обезьяноподобных кимпуруш, людей, обитателей Матрлоки, демонов, пишачей, призраков, духов, умалишенных, злых духов, благоприятных и неблагоприятных звезд, домовых, животных, птиц, домашних животных, пресмыкающихся, гор, движущихся и неподвижных живых существ, существ, рожденныx из зародышей, яиц, пота, семян, и всех остальных, тех, кто живет в воде, на суше и в небе, в счастье и горе или в счастье пополам с горем. Все они созданы Верховным Господом в соответствии с их прошлыми поступками”. Бхагаватам 2.10.40
Всевышний не отвечает за деятельность живых существ
«Всевышний не отвечает за прегрешения живых существ и не наслаждается плодами их праведных поступков. Сознание или ощущение себя — неотъемлемое свойство души, но в этом мире она ощущает себя телом и принимает себя за тело. Не видение себя как духовного начала вызвано иллюзией (Майей) или отсутствием знания». Гита 5.15
Гита 4.14: «Я не подвержен влиянию какой бы то ни было деятельности и никогда не стремлюсь к ее плодам. Тот, кто постиг эту истину обо Мне, также как и Я, не запутывается в сетях действий и их последствий.
КОММЕНТАРИЙ: Подобно тому, как в материальном мире существуют законы, согласно которым царь не может совершить ничего дурного, и законы государства не распространяются на него самого, точно также Господь, являющийся творцом материального мира, Сам не подвержен влиянию происходящих /протекающих/ в нем процессов. Сотворив материальный космос, Он остается за его пределами, в отличие о живых существ, которые запутываются в сетях материальной кармической деятельности, движимые желанием господствовать над ресурсами материальной природы. Владелец предприятия не несет ответственность за преступления, которые совершают его рабочие, вся вина ложится на плечи их самих. Жажда чувственных удовольствий, а не Верховный Господь заставляет живые существа заниматься различными видами материальной деятельности. Желая удовлетворять свои чувства на более высоком уровне, живые существа занимаются деятельностью в материальном мире, мечтая после смерти попасть на райские планеты. Господа, который является полным целым, не привлекает так называемое райское счастье. Полубоги, живущие на райских планетах, это всего лишь Его покорные слуги. Хозяина никогда не удовлетворить теми дешевыми /низкопробными/ удовольствиями, о которых мечтают его слуги. Он не причастен к материальной деятельности и не подвержен ее последствиям. Так, дожди не являются непосредственной причиной появления на земле растительного покрова, хотя без них растения не смогли бы вырасти. Ведические писания (смрити) дают этому следующее подтверждение:
нимитта-матрам эвасау сриджйанам сарга-кармани
прадхана-карани-бхута йато ваи сриджйа-шактайах
«В материальных вселенных только Господь может быть высшей причиной всего сущего. Непосредственной его причиной является материальная природа, которая облекает материальный космос в видимые /доступные для восприятия/ формы».
Сотворенные живые существа во всем разнообразии их видов и форм – полубоги, люди и низшие животные – пожинают плоды благочестивой или греховной деятельности, которую они совершили в прошлом. Господь только предоставляет им все необходимое /возможности/ для такой деятельности, регулируя ее с помощью гун материальной природы, но Сам Он никогда не несет ответственности за прошлую и нынешнюю деятельность живых существ /их действия/. В Веданта-сутре (2.1.34) сказано: «ваишамйа-наиргхринйе на сапекшатват – Господь никогда не проявляет пристрастия к кому-либо из живых существ». Живые существа сами отвечают за свои /совершенные ими/ поступки. Господь только дает им все необходимое, действуя через посредничество материальной природы, внешней энергии. Тот, кто знает все хитросплетения законы кармы, или деятельности ради ее плодов, становится не подверженным последствиям своих действий. Иными словами, человек, который постиг трансцендентную природу Господа и обрел сознание Кришны, выходит из- под влияния законы кармы. Тот же, кто, не зная трансцендентной природы Господа, думает, что, Господь, также как и обыкновенные живые существа, действует для того, чтобы насладиться плодами Своего труда, безусловно, запутывается в сетях своих действий. Однако человек, постигший Высшую Истину, освобождается из материального плена и обретает сознание Кришны». «Mатериальный мир — это юдоль страданий, причиной которых являются грехи его обитателей, обусловленных душ. В страданиях обусловленных душ повинна не некая внешняя сила — они сами своими поступками творят свои будущие несчастья. Пожар в лесу возникает сам по себе. Никто не приходит в лес, чтобы поджечь его. Пожар начинается сам из-за трения растущих в лесу деревьев». Ш.Б. 3.24.27 к.
Карма — как предопределенность
В течение жизни человек не может иметь больше или меньше материальной собственности, чем ему определено его предыдущей жизнью.
«Пять вещей определяются еще в утробе матери: продолжительность жизни (количество дыханий), вид труда (варна), богатство (суммарное количество материального достатка), образование (уровень интелекта) и время собственной смерти». Шри Чанакйа нити-шастра 4.1
В «Падма-пуране» говорится, что последствия греховных действий могут быть четырех типов:
1) Прарабдха. Реакции, которые уже созрели (проявленные).
2) Апрарабдха. Реакции, которые почти созрели (не проявленные).
3) Рудха. Реакции, которые еще не созрели (находящиеся в виде ростка).
4) Биджа. Реакции, которые еще не пустили ростки (находящиеся в виде семени).
Главные аспекты того, что предопределено
“Пять вещей определяются еще в утробе матери: продолжительность жизни, вид деятельности, богатство, образование и время собственной смерти”. Шри Чанакйа нити-шастра 4.1
“Даже еще не выйдя из утробы матери, живое существо имеет пять предопределённостей в своей жизни: продолжительность его жизни, деятельность, размеры богатства, глубина знания и время смерти”. Шри Чанакйа нити-шастра 14.4
1. Продолжительность жизни (предопределена количеством дыханий)
На фестивале Кумбхамела в Индии, можно встретить 300-400 летних йогов (кто-то видел и 700-летних). И они не выглядят стариками — благодаря тому, что практикуют пранаяму, задержку дыхания.
2. Вид деятельности (варна)
3. Материальный достаток
Человек может иметь в жизни нынешней больше или меньше материального счастья, чем ему предопределено с его предыдущей жизни.
«Санскритское слово, употребленное в этой связи, йадриччхайа, означает, что каждому живому существу, получившему материальное тело, суждено испытать определенные радости и страдания; это называется законом кармы. Чтобы заработать деньги, одних наших усилий недостаточно, иначе практически все люди имели бы одинаковый уровень материального достатка. На самом деле каждый зарабатывает и получает ровно столько, сколько определено ему его кармой. В «Бхагаватам» сказано, что, подобно тому как люди попадают в тяжелое или опасное положение, не прилагая к этому никаких усилий, точно так же, без особых усилий с их стороны, к ним может прийти материальное благополучие…Прогресс в сознании Кришны не зависит от того, преуспевает человек или бедствует; материальные условия, в которых мы живем, никак не отражаются на нашем духовном прогрессе. Самый бедный человек может достичь в сознании Кришны таких же результатов, как и очень богатый человек». Бхагаватам 3.27.8 к.
“Чем больше человек наслаждается в юности, тем больше ему придется страдать в старости”. Шрила Прабхупада
4. Уровень интеллекта
В какой степени интеллект человека возвышается над интеллектом животного. Кроме того, брахманы, кшатрии, вайшйи и шудры также различаются по интеллектуальным способностям.
5. Время смерти
Почему мы забываем о нашей прошлой жизни. Процесс пробуждения знания.
«В обусловленном состоянии в момент смены тела, котоpый люди называют смеpтью, живое существо забывает абсолютно все. Затем Господь вновь вкладывает активное знание в сеpдце живого существа — пpоцесс, котоpый называют пробуждением знания, поскольку он напоминает пpоцесс пpобуждения человека от сна или возвpащение к нему сознания после обмоpока. Этот пpоцесс находится под полным контpолем Господа, поэтому, как не тpудно заметить, в окpужающем нас миpе pазные люди обладают pазным объемом знаний. Пpобуждение знания не пpоисходит само по себе и не является pезультатом каких-то матеpиальных пpоцессов. Источником такого знания является Сам Господь (дхийам патих), поскольку этот закон, установленный веpховным твоpцом, pаспpостpаняется даже на Бpахму». Бхагаватам 2.4.22к
То, что живое существо забывает о своих прошлых жизнях, является милостью Всевышнего Господа. Если бы мы помнили о своих прошлых жизнях, мы бы не понимали кто мы на самом деле есть. Нам было бы трудно исполнять свои желания, согласно своему призванию в этой жизни.
“Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. КОММЕНТАРИЙ: …Живое существо полностью забывает свою прошлую жизнь, но ему приходится действовать по указанию Верховного Господа, который является свидетелем всех его поступков. Поэтому в следующей жизни действия живого существа определяются его прошлой кармой. Господь дает ему необходимые для этого знание и память, но заставляет забыть его прошлую жизнь. …Оставляя тело, живое существо сразу же забывает о деятельности, совершенной в прошлом и начинает действовать снова, побуждаемый Верховным Господом. Хотя само живое существо ничего не помнит о своей прошлой жизни, Господь дает ему разум, необходимый для того, чтобы возобновить его деятельность с того момента, где она была прервана в прошлом”. Бхагавад-Гита 15.15
Как душа запутывается в последствиях своей деятельности — см. Три гуны природы: определение, функции, внутренняя борьба
Привязанность — как реакция на деятельность, совершаемую ради её плодов.
От привязанности невозможно избавиться.
«До тех поp, пока человек не будет занят духовным служением, он не сможет избавиться от привязанности к материальной деятельности». Бхагаватам 3.25.27 к.
«Hесмотpя на призывы избавится от пpивязанностей, живое существо не способно полностью освободиться от всех желаний. Пpивязанность заложена в пpиpоде живого существа. Можно видеть как одинокие или бездетные люди заводят собаку или кошку и пpивязываются к ним. Это доказывает, что полностью избавится от пpивязанностей невозможно.Вместо того, чтобы пытаться освободиться от них, следует найти такое пpименение этой нашей склонности, котоpое даст нам возможность извлечь из нее благо». Бхагаватам 3.25.20 к.
Привязанность есть следствие неограниченных желаний.
«Гуна стpасти pождается из неогpаниченных желаний и вожделений, о сын Кунти, и вследствие этого воплощенное в теле живое существо пpивязано к матеpиальной каpмической деятельности». Бхагавад-Гита 14.7 к
Привязанность есть причина ложного чувства собственности и ложного самоотождествления.
Бхагаватам 3.28.39: «Из-за чрезмерной привязанности к семье и богатству, человеку кажется, что дети и деньги принадлежат ему, а привязанность к телу заставляет его смотреть на материальное тело, как на свою собственность. Но подобно тому, как обыкновенный человек может понять, что семья и богатство на самом деле отличны от него, освобожденная душа способна понять свое отличие от материального тела.
КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе он описан образ мыслей человека. обладающего истинным знанием. На свете много детей, но к некоторым из них мы особенно привязаны и потому считаем их свои сыновьями и дочерьми, хотя прекрасно понимаем, что эти дети отличны от нас. Аналогичным образом, из-за сильной привязанности к деньгам, мы считаем своими деньги, которые положили в банк. Точно так же мы считаем своим тело, потому что привязаны к нему и любим его. Сначала я говорю. что это тело «мое», затем я распространяю эти представления на члены этого тела: «Это рука, моя нога», — а после этого заявляю: «Это мой счет в банке, мой сын, моя дочь». Однако на самом деле мне известно, что сын и деньги существуют отдельно от меня. То же касается материального тела: я отличен от своею тела. Эту истину нетрудно понять и такое адекватное понимание реальности называется пратибуддха. Это понимание приходит к человеку в процессе преданного служения, и благодаря этому знанию, или сознанию Кришны, он становится освобожденной душой”.
Не привязанность души, вручившей свою судьбу в руки Бхагавана.
Бхагаватам 3.32.25: «Трансцендентный разум чистого преданного позволяет ему беспристрастно взирать на мир и понимать свою непричастность к материальной скверне. Он не видит разницы между лучшим и худшим и ощущает себя трансцендентным, достигшим качественного тождества с Верховным Господом.
КОММЕНТАРИЙ: Причиной неприятных ощущений является привязанность. Преданный ни к чему не привязан, поэтому для него не существует ничего приятного или неприятного. Он приемлет все, что необходимо для служения Господу, даже если это противоречит его личным интересам. По сути дела, у него нет личных интересов, поэтому все, что приятно Господу, доставляет удовольствие и преданному. Так, Арджуне сначала казалось, что участие в сражении неприемлемо для него, но, когда он понял, что, сражаясь, доставит удовольствие Господу, он согласился принять участие в битве. Такова позиция чистого преданного. Для него самого нет ничего приятного и неприятного, приемлемого и неприемлемого; все, что он делает, он делает ради Господа, поэтому он ни к чему не привязывается и ничего не отвергает. Такое состояние называют состоянием трансцендентной беспристрастности. Чистый преданный наслаждается жизнью, доставляя удовольствие Верховному Господу».
Как можно освободиться от порабощающих последствий деятельности?
«Кто не привязан к плодам своей деятельности, тот уже в этой жизни не сковывает себя последствиями хороших и плохих поступков. Поэтому действуй бескорыстно. Только тот умеет действовать, кто действует бескорыстно, поскольку обрел умиротворение. В этом секрет буддхи- йоги — разумного подхода к деятельности». Гита 2.50
«Кто действует, не привязываясь к результатам, тот обладает знанием, которое сжигает последствия деятельности, как хорошие, так и плохие. По мнению авторитетов, это знание и есть мудрость. Не привязываясь к плодам деятельности, такая душа черпает блаженство во внутреннем мире. Ее не беспокоит накопление и сохранение мирских богатств — она не совершает действий, хотя все время занята. Таким образом, она не связана последствиями своих действий. Кто трудится не для того, чтобы пользоваться результатами труда, кто не предпринимает чрезмерных усилий, чтобы поддержать тело, кто подчинил ум и чувства разуму, тот не навлекает на себя греха, какое бы действие не совершал. Удовлетворенный тем, что преподносит ему судьба, он не делит жизнь на счастливые и горестные минуты, а мир — на друзей и врагов, поэтому не питает ни к кому ненависти. Кого победы и поражения не выводят из равновесия, тот не связан последствиями своих действий. Действия совершаемые без корысти, в качестве жертвоприношения Всевышнему рассеиваются в вечности». Гита 4.19-23
«Если религиозный или общественный долг ты выполняешь ради Меня, ты не связываешь себя последствиями своих действий — ни праведных, ни греховных». Гита 9.28
«Отречение бывает трех видов. По Моему мнению, не следует оказываться от деятельности, поскольку, если подходить к ней рассудительно и разумно, это поможет избавиться от жадности, похоти и гнева. Совершать жертвоприношения, аскезы и помогать ближнему, не привязываясь к результатам и не ожидая благодарности — это высшая форма отречения. Таково Мое твердое мнение». Гита 18.4-6
«Tаким образом, когда человек посвящает всю свою деятельность служению Господу, та же самая деятельность, которая прежде служила причиной его вечного рабства, срубает древо деятельности». Бхагаватам 1.5.34
«Те, кто занимаются преданным служением Верховной Личности Бога, постепенно избавляется от всех греховных реакций: тех, которые уже созрели, тех которые только прорастают и тех, что находятся в форме семени». Падма-Пурана
Бхагаватам 3.28.38: «О теле достигшего освобождения йога, а также о его чувствах заботится Верховная Личность Бога. Его тело живет и действует до тех пор, пока не исполнит всего, что предначертано судьбой. Вернувшись в свое изначальное положение и находясь в состоянии самадхи, которое является высшим совершенством йоги, освобожденный преданный перестает считать порождения материального тела своими. Он воспринимает действия своего тела так же, как пробудившийся человек относится к тому, что видел во сне.
КОMMЕНTАРИЙ: Резонно спросить: почему действия тела не оказывают никакого влияния на освобожденную душу, пока она находится в теле? Неужели она никак не оскверняется действиями и их последствиями, из которых складывается материальная деятельность? Отвечая на эти вопросы, Капила Mуни в данном стихе поясняет, что о материальном теле освобожденной души заботится Верховная Личность Бога. Причиной действий живого существа является не его жизненная сила, а последствия его деятельности, которой оно занималось в прошлом. Если выключить электрический вентилятор, он еще какое-то время продолжает вращаться. Его вращение вызвано не энергией электрического тока, а силой инерции. Подобно этому, действия освобожденной души на первый взгляд могут напоминать действия обыкновенного человека, но их следует считать продолжением ее прошлых действий. Во сне человек может видеть себя действующим в разных телах, но, просыпаясь, он понимает, что все эти тела — не более чем иллюзия. Аналогично этому, человек, получивший освобождение, может быть окружен теми, кто связан с его телом: детьми, женой, и т.д., — но он не отождествляет себя с порождениями своего тела. Он знает, что все они — лишь действующие лица материального сна. Наше грубое тело состоит из грубых материальных элементов, а тонкое тело — из ума, интеллекта, эго и оскверненного сознания. Если человек считает тонкое тело, действующее во сне, иллюзией и не отождествляет себя с ним, то тому, кто бодрствует, и подавно не следует отождествлять себя с грубым телом. Как проснувшийся человек со стороны смотрит на то, что его тело делало во сне, так и пробудившаяся, освобожденная душа не считает себя причастной к деятельности своего материального тела. Иначе говоря, осознав свою истинную природу, она отказывается от телесных представлений о жизни».
«Нет необходимости в напряженных усилиях, чтобы освободиться от греховных последствий. Нужно без колебаний принять Кришну как высшего спасителя всех живых существ. С верой и любовью следует вручить себя Ему. …Существуют различные пути религии и различные способы очищения, основанные на развитии знания, на медитации в системе мистической йоги и т.п., но тот, кто вручил себя Кришне , может обойтись без этих многочисленных методов. Всего лишь предавшись Кришне, можно избежать излишней траты времени. Таким образом, можно сразу добиться всех положительных результатов и освободиться от последствий всех греховных поступков». Гита 18.66 к.