Явление души в материальном мире. Случайность и выбор.
9 сентября, 2013
Часто, в объяснениях причины явления вечной души в материальном мире, можно слышать о том, что душа оказывается здесь потому, что сделала неправильный выбор. Но как вечно освобожденная душа в духовном мире может оказаться в ситуации, когда она может сделать неправильный выбор?
На самом деле души из вечной обители не падают. Они проявляются из Махавишну (экспансия Кришны, проявляющая материальное творение и вечные души). Процесс материального творения подробно описан в Шримад Бхагаватам.
У явления души в материальном мире есть несколько причин. Одна из них — случайность.
Вопрос, который здесь часто возникает: если душа попадает в материальный мир случайно, то как можно говорить о том, что она делает неправильный выбор?
Три процесса: выбор души, случайность и контроль со стороны энергий Кришны, происходят одновременно.
Как эти три причины уживаются вместе?
Любые противоречия у Кришны благополучно уживаются вместе. Несовместимое у Кришны может быть совмещено; возможное может стать невозможным, а невозможное — возможным.
Вайшнавы-ачарьи приводят философские объяснения, в поддержку тройственной причины возникновения обусловленной жизни, это когда выбор, случайность и контроль со стороны энергий Кришны присутствуют одновременно.
(1) Если зерна сыпать на острие ножа, часть из них попадет по одну сторону ножа, а часть — по другую. Это можно считать случайностью. Аналогично этому бесчисленные вечные души исходящие из взгляда Махавишну и (как-бы случайно) попадают в разные места: кто в духовное окружение, а кто — в материальное.
Как же при этом на судьбу души влияет ее выбор?
(2) Душа, «появляясь на свет» из Каранадакашайи Вишну или Махавишну, оказывается в промежуточном положении (татастха). Татастха — это не природа души — это ее положение в момент ее проявления из взгляда Махавишну. В тот момент душа не имеет абсолютно никакого знания, которое могло бы помочь ей сделать удачный выбор. Однако желания души (являющиеся признаком жизни) вынуждают ее так или иначе делать выбор — между двумя энергиями Кришны, одна из которых будет покровительствовать душе, исполняя ее желания. Это можно лучше себе представить на таком примере. Человек стоит перед необходимостью сделать выбор, и он не знает в этот момент какой выбор окажется удачным. Как он должен будет выбирать в такой ситуации? Вслепую. Наугад. Его выбор может оказаться для него хорошим, а может и нет — сейчас он этого не знает. Но он обязан принять решение. И это будет его выбор.
Приводится также пример рыбы. Рыба как бы видит оба берега реки одновременно, и затем подплывает к одному из них по своему желанию. Рыба ничего не знает об этих берегах, но плывет туда, куда ей захочется. Можно было бы еще более художественно описать этот принцип. Корабль мореплавателей заплывают в устье неизвестной реки. Им открывается удивительный вид на берегу — по одну сторону и по другую. Столько привлекательных возможностей волнующих воображение — если они решат причалить к одному берегу, и еще больше — если к другому. Один из берегов — это та реальность, где их ждут любящие родные и друзья, где нет старости, болезней и смерти, где каждый день им суждено испытывать блаженное чувство счастья и удовлетворения. Но пока они не знают об этом. И даже не могут догадаться.
Другой берег тоже очень привлекателен. Но это — реальность совершенно иного плана — прямо противоположная. Так много прелестей и соблазнов там. Но все они иллюзорны. Это земля, где на каждом шагу тебя подстерегают опасности, неудачи и разочарования; где смерть и рождение сменяют друг друга, и это повторяется снова и снова. Мореплаватели видят две разные реальности на двух берегах реки — со всем многообразием и бурной деятельностью их обитателей. Быть может их интерес проявится сначала к тому, что происходит справа и они решат причалить туда. А может быть наоборот: их выбор будет случайным. Но однажды высадившись на берег, вернуться на свой корабль у них уже не будет возможности.
Примерно как-то так душа, однажды высадившись на берег материального мира, настолько запутывается в последствиях своих желаний и своей деятельности, попадая в перипетии и водоворот событий, что в последствии совершенно забывает о том, кем она была до того, как попала на этот план жизни.
(3) Какой бы выбор не сделала душа, в обоих случаях она попадает под контроль энергии Кришны — материальной (майа-шакти) или духовной (сварупа-шакти).
Душа не может существовать независимо от Кришны, сама по себе — без покровительства Его энергий. Таково ее конституциональное положение.
Это было краткое описание одного из аспектов джива-таттвы. Другие детали из этой темы постигаются в состоянии глубокой погруженности в медитацию на этот предмет.
Итак, выбор, случайность и управление со стороны Бхагавана благополучно сосуществуют вместе, в единстве — без взаимных исключений и противоречий. Божественная реальность не одномерная и не ограниченная — в отличие от нашего видения или понимания.